Пути повышения эффективного расходования бюджетных средств, оказания муниципальных услуг и оптимизации расходов бюджета

Пути повышения эффективного расходования бюджетных средств, оказания муниципальных услуг и оптимизации расходов бюджета

С принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» изменился правовой статус государственных (муниципальных) учреждений.

Федеральный закон № 83-ФЗ стал основополагающим документом для рассмотрения правового статуса учреждений в форме казенных, бюджетных или автономных.

В соответствии с Федеральным законом № 83 изменились подходы к финансовому обеспечению деятельности учреждений. Смысл преобразования учреждений, заключается в том, что учреждения не могут просто так содержаться за счет бюджетных средств, они должны оказывать качественную государственную (муниципальную) услугу и соблюдать принцип эффективности использования бюджетных средств.

Финансовое обеспечение оказания учреждениями государственных (муниципальных) услуг осуществляется путем предоставления субсидии автономным и бюджетным учреждениям на выполнения задания из соответствующего бюджета, а для казенных учреждений путем доведения бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной сметой. Размер субсидии рассчитывается на основании затрат на выполнение работ и нормативных затрат на оказание бюджетными и автономными учреждениями услуг, определяемых в том числе с учетом затрат на оплату труда работников.

По состоянию на 01.01.2015 на территории муниципального образования зарегистрировано 55 бюджетополучателей из них:

- администрация муниципального района, городского и 5 сельских поселений;

- казенных 45 учреждений;

- бюджетных 2 учреждения;

- автономных 1 учреждение.

С целью повышения эффективности расходования бюджетных средств и оказания государственных (муниципальных услуг) на Федеральном уровне был разработан и принят ряд нормативных актов и ведомственных актов, обеспечивающих комплексное регулирование вопросов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений. ( Федеральные законы: от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»; от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации; от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

С соответствии со статьями 157, 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 38 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» с целью осуществления надлежащего финансового контроля за использованием средств бюджета муниципального района, муниципальной собственности в муниципальном районе создана контрольно-счетная палата, которая свою деятельность осуществляет с 01.10.2012.

В соответствии со статьей 2 Положения о контрольно-счетной палате муниципального района «Город Людиново и Людиновский район», утвержденного решением ЛРС от 25.04.2012 № 181 контрольно-счетная палата:

- обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно;

- является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.

Вся контрольная работа, возложенная на вновь созданный контрольный орган, на уровне муниципального образования осуществляется в рамках законодательных и

нормативных актов.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и решением ЛРС от 25.04.2012 № 181 контрольно-счетной палатой осуществляются следующие полномочия:

- контроль за исполнением бюджета муниципального района «Город Людиново и Людиновский район»;

- экспертиза проектов бюджета муниципального района;

- внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального района;

- организация и осуществления контроля за законностью, результативностью (эффективностью и законностью) использования средств бюджета муниципального района, а также средств, получаемых местным бюджетом их иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- осуществление контроля, за размещением заказов по поставке товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, а также нужд муниципальных бюджетных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);

- контроль, за ходом и итогами реализации программ и планов развития муниципального района;

- и иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля.

Полномочия по осуществлению внешнего финансового контроля в городском и сельских поселениях осуществляются в соответствии с решениями Городской Думы и сельских.

Основной целью контрольных мероприятий является: предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере.

Администрацией муниципального района в целях повышения эффективности управления общественными финансами муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» утверждена Программа (постановление от 02.10.2014 № 1534).

Цель Программы заключается в повышение эффективности и прозрачности использования бюджетных средств и обеспечении приоритетов социально-экономического развития муниципального района.

Переход к формированию бюджета муниципального района на основе муниципальных программ предъявляет дополнительные требования к устойчивости бюджета муниципального района, в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного распределения имеющихся средств.

Муниципальные программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязывается бюджетное планирование. Одним из основных инструментов в деятельности внешнего финансового контроля в условиях перехода к программному бюджету является аудит эффективности (контроль за результатами исполнения муниципальных программ), который предполагает также анализ достижения запланированных результатов и разработки рекомендаций по устранению причин, которые препятствуют их достижению.

Однако материалы проверок по исполнению муниципальных программ свидетельствуют об отсутствии контроля за их исполнением и неэффективным расходованием средств бюджета муниципального района. В программы не вносятся соответствующие изменения (объемы финансирования предусмотренные в программах не соответствуют лимитам бюджетных обязательств). В отдельных программах не предусмотрены объемные показатели, характеризующие результаты реализации программных мероприятий, базовые значения индикаторов. Не производится оценка исполнения муниципальных программ и муниципальных заданий.

Получатели бюджетных средств обязаны: обеспечить результативность и целевой характер в использовании средств; исполнять обязательства, в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Отсутствие внутреннего и финансового контроля на протяжении ряда лет негативно сказалось на нарушениях, в ведении бюджетного учета, отчетности и использовании бюджетных средств.

Типичными нарушениями в учреждениях являются нарушения в учете имущества (имущество не в полном объеме учитывается или вообще не учитывается в учете, право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано в регистрационном центре).

В ряде учреждений при расходовании средств на оплату труда руководителями учреждений устанавливаются незаконные доплаты и надбавки, стимулирующие выплаты применяются без учета результатов в труде.

Для эффективного использования бюджетных средств внешнего финансового контроля недостаточно, если бюджетополучателями не будет осуществляться внутренний финансовый контроль, в рамках: Бюджетного кодекса Российской Федерации; Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Учитывая материалы проверок контрольно-счетной палаты и экономическую обстановку в стране в целях укрепления бюджетной дисциплины, целевого, эффективного расходования бюджетных средств и оптимизации расходов бюджета главным распорядителям и получателем бюджетных средств необходимо:

- пересмотреть лимиты бюджетных обязательств, исключив неэффективные расходы;

- при исполнении бюджета участникам бюджетного процесса в рамках установленных полномочий исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата (результативности);

- повысить ответственность за расходованием бюджетных средств, исполнением Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), муниципальных программ и муниципальных заданий;

- в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 216.11.2012 № 2190-р и решениями ЛРС привести в соответствие штатную численность, систему оплаты труда, в частности: отменить неэффективные стимулирующие выплаты, устанавливаемые без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников; предусмотреть показатели, критерии, условия и размеры стимулирующих выплат;

- осуществить оптимизацию бюджетной сети за счет ликвидации или реорганизации муниципальных учреждений

Дата создания: 22-12-2017
Дата последнего изменения: 22-12-2017
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: